skyclimate.ru

честь ...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Картотека Офицеров РИФ: МАЛИНИН Борис Михайлович
Заголовок - ФИО:      МАЛИНИН Борис Михайлович
Даты жизни:      1889-1949
Номер-10(13):      00012_000000080
Вероисповедание:      правосл (ortodox)
Национальность:      русск
Похоронен:      СПб, Б Охтенск
Язык:      Русский
Оценка:      0 
Фото:      no-img_eng.gif
Описание:     
podlodka.info

МАЛИНИН Борис Михайлович

(1 февр 1889, Москва - 27 сент 1949, Л-д)
+ СПб, Б Охтенск клдб
Отец, Михаил Дмитриевич М, бухгалтер, певец-любитель
Мать -  Варвара Константиновна (ур Никольская, ск.29.05.1898),
оперная певица (меццо-сопрано),
сост с 1 янв 1888 г в труппе Большого театра.

1899,поступил в Москвск 5-ю гимназию,
обучался 7мь лет, ок в мае 1906 г.
На выпускных экзаменах  "показал следующие познания:
закон божий - 5,
русский язык с церковнославянским и словесность - 5,
логика - 5, латинский язык - 5, греческий язык - 5,
математика - 5, математическая география - 5, физика - 5,
история - 5, немецк язык - 5, франц язык - 5, география - 5".
Получив золотую гимназич медаль,
в том же 1906 г поступил в СПб политехнич инст-т.
1914 г, после получения диплома кораблестроит отдела Политехнич инст,
постпуил инженером-конструктором в технич бюро подводного плавания
Балтийск судостроит завода,
(где работал с видными корабельн инженерами К.П. Боклевским и И.Г. Бубновым).
М принимал участ в разработке чертежей подлодок типа "Морж" и "Барс".
Авторы проектов строившихся лодок относились ко всем вопросам,
связанным с постройкой лодок и их теорией, тогда только зарождавшейся, крайне
ревниво и всячески старались не пускать молодых специалистов дальше "порога".
Приходилось до всего доходить, что называется, "своим умом". М с особенной
благодарностью вспоминал всегда о помощи, которую получал от конструкторов-
практиков, работавших в бюро Балт завода: корпусника Василия Васильева и
механика Павла Белкина:
"Именно им, а не авторам проектов и руководителям подводного судостроения того
времени я обязан своими первыми шагами в той области морской техники, котор
я посвятил свою жизнь. Эти двое людей сделали для подводного судостроения
чрезвычайно много, деятельно участвовали в дальнейшем в создании сов подводного
флота и воспитали целый ряд талантливых конструкторов".

Б.М. Малинин на палаубе "Волка"

Б.М. Малинин на палубе ВОЛКА

 

 

В нач ПМв М неоднократно командировался в г.Николаев,
где Балт заводом  достраивались лодки типа "Морж".
В сент 1915 г - в разгар  - М б назнач строителем подлодки "Волк".
(4ая лодка из серии "Барс" - существенно отличалась от первых трех).
В нбр 1915 г лодку перевели сначала в Гельсингфорс, а затем в Ревель
для достройки и сдачи во флот.
В янв 1916 г было организовано Ревельское отделение завода.
В связи с успешно проведенным строительством лодки "Волк" в короткий срок,
М б назначен зав этим отделением завода.
В течение зимних месяцев 1916 г им были модернизированы подлодки
"Барс", "Гепард", "Вепрь" и сданы весной во флот одновременно с "Волком".

После оконч работы  б отозван на завод в Пг, где был назнач
строителем новой серии подлодок типа "Барс" - "Змеи", "Единорога" и "Угря".
За лето и осень 1916 г эти три корабля были доведены до готовности,
позволяющей перевести их для достройки в Ревель.
В это же время М участв в модернизации и сдаче флоту старых лодок
"Касатка", "Граф Шереметев", "Щука" и "Сом", перевезенных из Влад-ка в Пг,
а также четырех англ лодок, доставленных на баржах по внутренним водным
путям из Архангельска.
Осенние и зимние месяцы 1916-1917 гг занимался в Ревеле достройкой
"Змеи", "Единорога", "Угря", которы сдал в июне 1917 го.
Всего , до осени 1917 г М построил и сдал флоту 8 подлодок типа "Барс"
и модернизировал 10 др подлодок (6 рус и 4 англ).
Затем руководил разработкой проектов и рабочих чертежей малого подводн
заградителя типа "3-1" и новых подлодок типа "Б".
Выходил в море на испытания, приобрел опыт подводного плавания.

После октябрьск революц 1917 остался в  России;
по-прежнему служил зав технич бюро будучи морск инженером,
В октяб 1917 - командир на Черное море, в Николаев, для достройки и
сдачи флоту подлодки "Утка". к концу дек 1917 г сдал лодку во флот.
1918, в отпуске по сост здоровья, переехал в в Москву.
Назанч на должн зав строительной секцией отдела металлов ВСНХ.
В июле 1920 г направлен на одно из ремонтных предприятий.
Занимался пректиров новых лодок и ремонтом девяти субмарин типа "Барс",
доставшихся от старого флота.
Многие проекты М превосходили уровень развития подводн кораблестроения на Западе.
(кое-что из своих ранних проектов М осуществил, руководя
конструированием сов субмарин первых серий.
Принцип "карликового" двигателя для экономич подводного хода,
предложенный им в проекте минзага, он реализовал на лодках I серии
- "Декабрист".
Подлодки типа "Декабрист" были первенцами сов подводн судостроения,
положили начало созданию современ отечств подводного флота.
В проектах этих лодок М были предложены совершенно новые, по сравнению с
дореволюционным подводн флотом, конструкции как корпуса лодки в целом,
так и его отдельных составляющих - переборок, аккумуляторных ям, системы
погружения и др., - носивших на себе печать несомненной новизны и оригинальности.
Лодки по этому проекту были построены и принимали участие в Вел Отеч
войне, причем среди них некотор получили наименование гвардейских
и награжд боевыми орденами.

Достройка новых под лодок на Балт заводе велась крайне медленно,
с авг 1921 г шли работы только на лодке "Змея" (типа "Барс")
Положение осложнялось и тем, что в марте 1922 г Совет труда и обороны РСФСР
принял постановление о создании принципиально нового локомотива для ж/д
транспорта - тепловоза. По распоряжению В.И. Ленина для строительства
тепловозов Балт завод передал один из двух дизелей недостроенной лодки
"Лебедь", с недостроенного же "Язя" сняли два генератора, приборы
управления и много различного оборудования.
Подпись М - на многих документах, неоспоримо свидетельствует, что
сов подводное судостр было причастно к созданию первого в мире
дизель-электрического тепловоза.

1925 , помощн гл инженера-механика Балт завода, М
командирован за границу,  где в течение неск месяцев изучал судостроение.
В том же 1925 б поднят вопрос о постройке новых под лодок для воен флота.
Уцелевшие подлодки типа "Барс" к тому времени совершенно устарели
и годились лишь для учебных целей.
В янв 1926  М возглавил спец конструкторское бюро по проектированию
подлодок и начал  работу над "Декабристом",
в ноябре 1926  б создана группа по проектированию и постройке подлодок.
нояб 1926 - июнь 1930,  самый напряжен и трудн во всей деятельности М.
Приходилось одновр решать 3и задачи, тесно связанные др с др:
вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен;
создавать и немедленно практически использовать теорию подлодок, которых
в СССР также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-
подводников, т.к. наличие к моменту образования группы по проектированию и постройке
составляло 7 чел-к,включая самого М.

В 1926 г Совет труда и обороны утвердил программу строительства новых боевых
кораблей,  в том числе подлодок.
За короткий срок М со своими подчиненными рассчитал 32 варианта сочетаний
тактико-технич элементов лодок различных типов.
Из них были выбраны основные элементы головной лодки I-й серии типа "Декабрист.
"Декабристы" были вполне совершенными для своего времени лодками.

В ноябре 1930  первая сов субмарина вошла в состав Балт флота.
По своим технич характеристикам она не уступала лодкам иностр флотов.
Затем под руководством М б спроектированы лодки типа "Ленинец" и "Щука".
Их особенностью явилась простота постройки и эксплуатации.

Первые три "Л" вступили в строй в 1933 г на Балтике.
В авг того же года приняли решение о постройке еще неск лодок II серии
для Черного моря и XI серии, предназначавшихся ТОФу.
Конструкторы получили задание предусмотреть возможность перевозки
лодок XI серии в разобранном виде по ж/д.
Проект подлодок типа "Ленинец" создал новый комбинированный тип подлодки,
носящей не только обычное торпедное и артиллерийское вооружение, но и минное.
В этом проекте новой и оригинальной конструкции было все минное устройство,
разработанное инженером М.

Наиболее популярными из лодок, созданных коллективом под руководством М,
оказались "Щуки", предназначавшиеся первоначально для Балтики.
("Когда же сложившаяся международная обстановка заставила повести самыми
ускоренными темпами строительство подводного флота для других театров,
в первую очередь для Дальнего Востока, - писал М в автобиографии, -
выбор остановился на типе "Щука", как наиболее простом для осуществления".
"Щуки" были самыми многочисленными лодками советской постройки до войны).
Сдавали их с 1933 по 1945 г.
(Данные "Щ" III серии: водоизмещение 578/910 тонн, мощность 1000/800 л.с.,
скорость 11,6/8,5 узла, экономический ход 8,5/2,8 узла, максимальная дальность
плавания 3130/112 миль, рабочая глубина - 75 м, предельная - 90 м. Вооружение:
4 НТА, 2 КТА, одно 37-мм орудие, замененное затем 45-мм. Автономность - 20 суток,
экипаж - 41 человек.)

М был гл конструктором (по терминологии наших дней) лодок типа
"Декабрист" (I серия), "Ленинец" (II, XII, XIII и XIII-бис серии)
и "Щука" (серии III, V, V-бис, V-бис-2, X и Х-бис).

К началу Вел Отечй войны в боевом строю было 19 лодок типа "Л", 73 - "Щ" и 78 - "М".
Конструкторы принимали активное участие в испытаниях и доводке лодок.
Как отмечают все работавшие с М,  он выезжал куда-либо в самом крайнем случае.
М считал, что его место за столом, в "центральном посту", а вопросы на заводах в
компетенции его сотрудников, котор непосредственно там находятся и потому
знают обстановку лучше.

Все эти подводные корабли создавались под непосредственным руководством М.
Ряд проектов был разработан тем же коллективом, в период, когда М был гл инж.
В том числе знаменитые "Малютки" (введены в строй в 1934 г) и подводн крейсера
XIV серии - "К" ("Крейсерские") -моряки ласково называли их "Катюшами".

В конце 1930-х гг было признано необходимым привлечь М, с его огромным
практич опытом,  к научной работе.
1939 - 1946, инженер М работал в ЦНИИ им. акад А.Н. Крылова, занимался исслед
в области теории под плав и судостроения.
Им написано несколько работ, обобщающих опыт проектирования подлодок,
накопленный в процессе проектирования и создания отечеств подводного флота.
В 1940 г, по рекомендации врачей,  полностью перешел на преподават работу
в Ленинградский кораблестроит институт.

С нач Вел Отеч войны, навстречу врагу вышли в море 206 полодок сов постройки.
Сов подлодки в Баренцевом, Балтийском и Черном морях за годы войны выполнили
679 торпедных атак, израсходовав 1550 торпед, произвели 90 минных постановок,
выставив 1749 мин.
Лодки уничтожили торпедным и минным оружием более 300 воен транспортов
и ок 100 боевых кораблей врага.
В ходе войны промышленность дала ВМФ СССР 52е новые лодки.
1943 г М была присуждена Гос (Сталинская) премия.
1944 г, по инициативе акад, Героя Соц Труда А.Н. Крылова,
М присвоили без защиты диссертации степень доктора технич наук.
(по отзыву А.Н. Крылова, "суммируя всю 30-летнюю деятельность инженера
Малинина  в области подводного плавания, необходимо отметить, что все его
проекты являются вполне оригинальными, оснований для них в литературе нет,
поэтому я полагаю, что морской инженер Малинин вполне достоин присвоения
ему ученой степени  доктора технических наук без защиты диссертации".
После войны М продолжил преподавательскую работу.
С 1946  - профессор, с 1948  - зав каф проектирования судов
в Ленинград кораблестр инст-те.
Скончался после после пятого инфаркта.

Борис Малинин интересовался астрономией, очень любил музыку,
обладал абсолютным слухом,  много читал.
Поддерживал теплые отношения со своей сводной сестрой -
Мариной Михайловной Расковой.

 

 

 

 

Б Охтенск клдб, СПб

http://funeral-spb.narod.ru/necropols/bolsheohtinskoe/tombs/malinin/img/5.jpeg

   

Обзоры
 

Who's Online

Сейчас 7 гостей онлайн

Statistics

Пользователи : 1041
Статьи : 69
Ссылки : 6
Просмотры материалов : 52114

Топ просмотров ...

1:  БРОВЦЫН Алексей Александрович (3266)
2:  БОДИСКО Михаил Андреевич (3099)
3:  УНКОВСКИЙ, Семен Яковлевич (2844)
4:  БОЛТИН Александр Арсентьевич (2836)
5:  ЛАВРОВ Сергей Флегонтович (2593)
6:  БЕРСЕНЕВ Федор Аркадьевич* (2521)
7:  АБЕРНИБЕСОВ (Обернибесов) Конон Антонович (2428)
8:  О\'БРИЕН-де-ЛАССИ Терентий Александрович (2315)
9:  НЕПЕНИН Адриан (Андриан) Иванович (2308)
10:  ВЕРХОВСКИЙ Владимир Павлович (2284)
11:  АРНАУТОВ Константин Петрович (2153)
12:  БРУСИЛОВ Лев Алексеевич (2124)
13:  ШИРИНСКИЙ-ШИХМАТОВ, кн Евгений Николаевич (2031)
14:  ЗЕНИЛОВ Николай Исаакович (2030)
15:  СИДЕНСНЕР Александр Карлович (2021)
16:  НАССАУ-ЗИГЕН, принц (1941)
17:  ПРОЗОРОВСКИЙ Илья Георгиевич (1913)
18:  АВИНОВ Александр Павлович (1870)
19:  АКИНФИЕВ Андрей Михайлович (1864)
20:  ПАРОМЕНСКИЙ Александр Иванович (1860)
21:  ВАСИЛЕВСКИЙ Кесарь Иванович (1831)
22:  АБАЗА (Abaza) Алексей Михайлович (1829)
23:  КРИГЕР Александр Христианович (1821)
24:  МАНДРАЖИ Евгений Николаевич (1791)
25:  ГИРС Александр Владимирович (1786)
26:  БАХИРЕВ Михаил Коронатович (1733)
27:  ЛИВЕН, светл кн Александр Александрович (1725)
28:  ЗОТОВ Григорий Иванович (1695)
29:  ПАНАЕВ Платон Аркадьевич (1691)
30:  ГИЛЯРОВСКИЙ Ипполит Иванович (1690)
31:  ГИЛЬТЕБРАНДТ Яков Аполлонович (1690)
32:  БАЖЕНОВ Александр Иванович (1684)
33:  ФЕРЗЕН, бар Василий Николаевич (1683)
34:  ЧЕРНИЛОВСКИЙ-Сокол Николай Иванович (1683)
35:  НЕБОЛЬСИН Аркадий Константинович (1665)